Государственная дума планирует принять закон о маркетплейсах до конца 2023 года. По словам Дмитрия Гусева, первого зампреда Комитета Госдумы по контролю и председателя наблюдательного совета Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК), законопроект о маркетплейсах, направленный на регулирование деятельности крупных торговых интернет-площадок, таких как Wildberries, OZON и "Яндекс.Маркет", может пройти три чтения до конца текущего года и вступить в силу с 1 сентября 2024 года.
В интервью корреспонденту ComNews на Международном форуме электронной коммерции и ритейла "Ecom Retail Week 2023" в Москве, Гусев отметил: "Мы направили [проект закона] на отзыв в правительство, это месяц [на рассмотрение]. В правительстве и Минпромторге идет работа над отзывами. После того как мы получим отзыв, будет обсуждение. Они принципиально поддерживают - мы это услышали. Будет обсуждение в комитете [по контролю]. Мы работаем над тем, чтобы комитет принял положительное решение, после этого закон будет вынесен на первое чтение."
По словам Гусева, после принятия закона в первом чтении депутаты ожидают отраслевых предложений по поправкам к закону ко второму чтению. "Это можно успеть до Нового года и даже успеть к этому времени принять эти поправки в третьем чтении. Но там есть некоторые ограничения, что закон может вступить в силу не раньше чем через три месяца после голосования в третьем чтении. А ведь еще должно быть рассмотрение в Совете Федерации и подписание у президента. То есть, в любом случае, даже если к весне все подпишут, он начнет работать только с 1 сентября [2024 г.]", - добавил Гусев.
В интервью корреспонденту ComNews на Международном форуме электронной коммерции и ритейла "Ecom Retail Week 2023" в Москве, Гусев отметил: "Мы направили [проект закона] на отзыв в правительство, это месяц [на рассмотрение]. В правительстве и Минпромторге идет работа над отзывами. После того как мы получим отзыв, будет обсуждение. Они принципиально поддерживают - мы это услышали. Будет обсуждение в комитете [по контролю]. Мы работаем над тем, чтобы комитет принял положительное решение, после этого закон будет вынесен на первое чтение."
По словам Гусева, после принятия закона в первом чтении депутаты ожидают отраслевых предложений по поправкам к закону ко второму чтению. "Это можно успеть до Нового года и даже успеть к этому времени принять эти поправки в третьем чтении. Но там есть некоторые ограничения, что закон может вступить в силу не раньше чем через три месяца после голосования в третьем чтении. А ведь еще должно быть рассмотрение в Совете Федерации и подписание у президента. То есть, в любом случае, даже если к весне все подпишут, он начнет работать только с 1 сентября [2024 г.]", - добавил Гусев.
Что за закон о маркетплейсах?
С полным текстом закона о маркетплейсах можно ознакомиться здесь
Закон "О маркетплейсах" представляет собой изменения в законы "О торговле" и "О защите прав потребителей", предложенные группой депутатов из различных фракций Госдумы, работающих в ключевых комитетах, связанных с торговлей. По словам Гусева, шесть ключевых изменений включают в себя запрет на чаще чем раз в год корректировать оферту, запрет на блокировку личного кабинета продавца и изъятие денег с его счетов в виде штрафов, а также определения для деятельности отрасли электронной торговли. Гусев подчеркнул, что основная цель регулирования маркетплейсов - поддерживать развитие отрасли и учитывать интересы всех ее участников, включая работников, партнеров и потребителей.
Поправки к законопроекту о маркетплейсах включают шесть изменений. Среди них запрет на корректировку оферты более одного раза в год, запрет на блокировку личного кабинета продавца и возможность взимания штрафов с его счетов в размере нескольких сотен тысяч и даже миллионов рублей.
Первый аспект изменений содержит ключевые определения для электронной торговли. Гусев утверждает, что после встреч с представителями отрасли будет найдено определение, соответствующее интересам как маркетплейсов, так и малых участников рынка и потребителей, способствующее развитию отрасли.
Гусев утверждает, что главная цель регулирования маркетплейсов - содействие развитию отрасли и учет интересов всех ее участников, включая работников, партнеров и потребителей. Он отмечает, что в этом законе участвуют 500 тыс. сотрудников отрасли, 500 тыс. партнеров, владеющих пунктами выдачи заказов, и два миллиона человек, занимающихся торговлей на этих площадках. Позиция депутатов Госдумы и правительства, по его словам, учитывает интересы 70 миллионов потребителей, использующих инфраструктуру электронной коммерции.
Второе ключевое нововведение в законе касается запрета изменения договора оферты чаще одного раза в год. Гусев разъясняет, что индивидуальные предприниматели настаивают на неизменности договора оферты, сравнивая это с условиями договора с телефонной компанией. В то время как отрасль выступает за сохранение возможности менять договор в соответствии с их интересами. По мнению Гусева, компромиссное решение заключается в изменении договора оферты один раз в год, что отражено в предложенных поправках, считая такой подход справедливым, особенно учитывая, что тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства меняются также раз в год.
Поправки к законопроекту о маркетплейсах включают шесть изменений. Среди них запрет на корректировку оферты более одного раза в год, запрет на блокировку личного кабинета продавца и возможность взимания штрафов с его счетов в размере нескольких сотен тысяч и даже миллионов рублей.
Первый аспект изменений содержит ключевые определения для электронной торговли. Гусев утверждает, что после встреч с представителями отрасли будет найдено определение, соответствующее интересам как маркетплейсов, так и малых участников рынка и потребителей, способствующее развитию отрасли.
Гусев утверждает, что главная цель регулирования маркетплейсов - содействие развитию отрасли и учет интересов всех ее участников, включая работников, партнеров и потребителей. Он отмечает, что в этом законе участвуют 500 тыс. сотрудников отрасли, 500 тыс. партнеров, владеющих пунктами выдачи заказов, и два миллиона человек, занимающихся торговлей на этих площадках. Позиция депутатов Госдумы и правительства, по его словам, учитывает интересы 70 миллионов потребителей, использующих инфраструктуру электронной коммерции.
Второе ключевое нововведение в законе касается запрета изменения договора оферты чаще одного раза в год. Гусев разъясняет, что индивидуальные предприниматели настаивают на неизменности договора оферты, сравнивая это с условиями договора с телефонной компанией. В то время как отрасль выступает за сохранение возможности менять договор в соответствии с их интересами. По мнению Гусева, компромиссное решение заключается в изменении договора оферты один раз в год, что отражено в предложенных поправках, считая такой подход справедливым, особенно учитывая, что тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства меняются также раз в год.
Введение штрафов для селлеров
Третий важный вопрос в рамках закона "О маркетплейсах" касается введения штрафов, которые могут быть наложены торговыми площадками на их поставщиков. Механизм этого введения, по словам Дмитрия Гусева, пока не определен полностью и остается предметом обсуждений. Депутат подчеркнул, что зарубежные законы об электронной торговле предусматривают четкие процедуры для установления и обжалования штрафов в отношении поставщиков. Он заявил: "Я думаю, что нам нужно идти по этому пути и более подробно перед вторым чтением определить все эти процедуры. Потому что история понятная: индивидуальные предприниматели не хотят, чтобы их штрафовали, а платформы, конечно, хотят штрафовать по своему усмотрению. И вот здесь нужно установить какие-то процедуры, чтобы это было понятно для всех участников рынка."
Четвертый вопрос, который поднимается в законе, касается запрета на блокировку личного кабинета продавца. На данный момент площадки маркетплейсов могут отключать продавцов-нарушителей без предупреждения, при этом заблокированные средства предпринимателя могут оставаться недоступными, если он не успел вывести их на банковский счет. Гусев пояснил: "Нельзя блокировать личный кабинет, потому что это, конечно, ущемляет права слабой стороны в договоре - в данном случае индивидуальных предпринимателей. И такая позиция внесена в закон."
Пятый вопрос заключается в запрете на введение маркетплейсами собственных торговых марок. Это связано с тем, что площадки могут лучше знать предпочтения покупателей и создавать товары под собственным брендом. Гусев отметил, что этот вопрос требует обсуждения, и необходимо определить, что считать собственной торговой маркой, чтобы учесть интересы как маркетплейсов, так и индивидуальных предпринимателей.
Шестой вопрос затрагивает ответственность маркетплейсов за товары, продаваемые на их площадках. Гусев отметил, что необходимо установить такую ответственность, однако диалог с отраслью на этот счет только начался, и процедуры для ее регулирования будут доработаны к моменту второго чтения закона. Он подчеркнул, что весь диалог проводится с участием представителей отрасли.
Четвертый вопрос, который поднимается в законе, касается запрета на блокировку личного кабинета продавца. На данный момент площадки маркетплейсов могут отключать продавцов-нарушителей без предупреждения, при этом заблокированные средства предпринимателя могут оставаться недоступными, если он не успел вывести их на банковский счет. Гусев пояснил: "Нельзя блокировать личный кабинет, потому что это, конечно, ущемляет права слабой стороны в договоре - в данном случае индивидуальных предпринимателей. И такая позиция внесена в закон."
Пятый вопрос заключается в запрете на введение маркетплейсами собственных торговых марок. Это связано с тем, что площадки могут лучше знать предпочтения покупателей и создавать товары под собственным брендом. Гусев отметил, что этот вопрос требует обсуждения, и необходимо определить, что считать собственной торговой маркой, чтобы учесть интересы как маркетплейсов, так и индивидуальных предпринимателей.
Шестой вопрос затрагивает ответственность маркетплейсов за товары, продаваемые на их площадках. Гусев отметил, что необходимо установить такую ответственность, однако диалог с отраслью на этот счет только начался, и процедуры для ее регулирования будут доработаны к моменту второго чтения закона. Он подчеркнул, что весь диалог проводится с участием представителей отрасли.
Мнение Минпромторга
Заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов поделился своим мнением по поводу необходимости регулирования отрасли, обсуждаемого законопроекта "О маркетплейсах". По его словам, позиция участников форума не оказала влияния на его убеждение в необходимости регулирования. Евтухов отметил, что все высказывания будут тщательно изучены, и изменения могут быть внесены после дальнейших обсуждений.
Замминистра подчеркнул, что российская торговля, как онлайн, так и традиционная, успешно преодолела сложные испытания, такие как разрыв цепочек поставок, санкции, проблемы с ввозом товаров и другие трудности. Он также подчеркнул, что необходимо рассматривать торговлю как единое целое, а не делить на онлайн и офлайн.
Евтухов отметил, что электронная торговля в России демонстрирует стабильный рост на уровне 20-30% ежегодно, утроившись за четыре года. Он призвал к рассмотрению этого сектора как важного источника рабочих мест и отметил, что маркетплейсы играют ключевую роль в создании рабочих мест, включая поставщиков, курьеров и пункты выдачи.
Относительно необходимости регулирования онлайн-торговли, заместитель министра выразил мнение, что, исходя из опыта других стран, регулирование данной отрасли является общепринятой практикой. Он подчеркнул важность обсуждения данной темы в контексте развития сектора и с учетом накопленного опыта.
Замминистра подчеркнул, что российская торговля, как онлайн, так и традиционная, успешно преодолела сложные испытания, такие как разрыв цепочек поставок, санкции, проблемы с ввозом товаров и другие трудности. Он также подчеркнул, что необходимо рассматривать торговлю как единое целое, а не делить на онлайн и офлайн.
Евтухов отметил, что электронная торговля в России демонстрирует стабильный рост на уровне 20-30% ежегодно, утроившись за четыре года. Он призвал к рассмотрению этого сектора как важного источника рабочих мест и отметил, что маркетплейсы играют ключевую роль в создании рабочих мест, включая поставщиков, курьеров и пункты выдачи.
Относительно необходимости регулирования онлайн-торговли, заместитель министра выразил мнение, что, исходя из опыта других стран, регулирование данной отрасли является общепринятой практикой. Он подчеркнул важность обсуждения данной темы в контексте развития сектора и с учетом накопленного опыта.
Мнение бизнеса
Татьяна Бакальчук предложила внести изменения в закон, предусматривающие возможность изменения договора оферты хотя бы раз в квартал. Она обосновала свое предложение тем, что в работе маркетплейсов происходит много изменений, таких как изменение способов доставки товаров и правил маркировки. Предложение также включает идею создания открытой площадки для обсуждения спорных моментов.
Генеральный директор Wildberries выступила против запрета на взимание штрафов с продавцов, подчеркнув, что штрафы должны оставаться, но быть разумными. Она подчеркнула логичность штрафов в случае нарушения условий работы, таких как соблюдение сроков поставки и гарантирование качества товара.
Для разрешения споров и принятия ключевых решений по данному вопросу Татьяна Бакальчук предложила ввести институт арбитража. В этот арбитраж должны войти не только представители маркетплейсов и продавцов, но и "незаинтересованные лица", чтобы обеспечить объективность в рассмотрении споров и разработке практик.
Генеральный директор Wildberries выступила против запрета на взимание штрафов с продавцов, подчеркнув, что штрафы должны оставаться, но быть разумными. Она подчеркнула логичность штрафов в случае нарушения условий работы, таких как соблюдение сроков поставки и гарантирование качества товара.
Для разрешения споров и принятия ключевых решений по данному вопросу Татьяна Бакальчук предложила ввести институт арбитража. В этот арбитраж должны войти не только представители маркетплейсов и продавцов, но и "незаинтересованные лица", чтобы обеспечить объективность в рассмотрении споров и разработке практик.
Татьяна Бакальчук высказала мнение о том, что маркетплейсы, такие как Wildberries, должны нести ответственность за логистику и доставку товаров от продавца к покупателю. Она подчеркнула, что маркетплейсы являются в первую очередь логистическими компаниями, ответственными за качественную и своевременную доставку товаров, а не за технические детали продукции, такие как качество швов или цвет товара. Бакальчук предложила сравнение с опытом зарубежных маркетплейсов, таких как AliExpress, где ответственность за качество товара лежит на продавце, и покупатели могут подавать жалобы и открывать споры.
Татьяна Бакальчук также предложила внедрение института арбитража для разрешения споров между маркетплейсами и продавцами. Этот институт должен включать представителей обеих сторон, а также "незаинтересованных лиц" для обеспечения более объективного и справедливого решения споров.
Сергей Беляков, руководитель OZON, поддержал идею того, что маркетплейсы должны нести ответственность за логистику и доставку товаров. Он также подчеркнул, что устойчивость компаний, обеспечивающая доход тысячам предпринимателей, является важным аспектом, который следует учитывать при обсуждении регулирования маркетплейсов.
Татьяна Бакальчук также предложила внедрение института арбитража для разрешения споров между маркетплейсами и продавцами. Этот институт должен включать представителей обеих сторон, а также "незаинтересованных лиц" для обеспечения более объективного и справедливого решения споров.
Сергей Беляков, руководитель OZON, поддержал идею того, что маркетплейсы должны нести ответственность за логистику и доставку товаров. Он также подчеркнул, что устойчивость компаний, обеспечивающая доход тысячам предпринимателей, является важным аспектом, который следует учитывать при обсуждении регулирования маркетплейсов.