Полезные материалы

Закон о маркетплейсах

Государственная дума планирует принять закон о маркетплейсах до конца 2023 года. По словам Дмитрия Гусева, первого зампреда Комитета Госдумы по контролю и председателя наблюдательного совета Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК), законопроект о маркетплейсах, направленный на регулирование деятельности крупных торговых интернет-площадок, таких как Wildberries, OZON и "Яндекс.Маркет", может пройти три чтения до конца текущего года и вступить в силу с 1 сентября 2024 года.

В интервью корреспонденту ComNews на Международном форуме электронной коммерции и ритейла "Ecom Retail Week 2023" в Москве, Гусев отметил: "Мы направили [проект закона] на отзыв в правительство, это месяц [на рассмотрение]. В правительстве и Минпромторге идет работа над отзывами. После того как мы получим отзыв, будет обсуждение. Они принципиально поддерживают - мы это услышали. Будет обсуждение в комитете [по контролю]. Мы работаем над тем, чтобы комитет принял положительное решение, после этого закон будет вынесен на первое чтение."

По словам Гусева, после принятия закона в первом чтении депутаты ожидают отраслевых предложений по поправкам к закону ко второму чтению. "Это можно успеть до Нового года и даже успеть к этому времени принять эти поправки в третьем чтении. Но там есть некоторые ограничения, что закон может вступить в силу не раньше чем через три месяца после голосования в третьем чтении. А ведь еще должно быть рассмотрение в Совете Федерации и подписание у президента. То есть, в любом случае, даже если к весне все подпишут, он начнет работать только с 1 сентября [2024 г.]", - добавил Гусев.

Что за закон о маркетплейсах?

С полным текстом закона о маркетплейсах можно ознакомиться здесь
Закон "О маркетплейсах" представляет собой изменения в законы "О торговле" и "О защите прав потребителей", предложенные группой депутатов из различных фракций Госдумы, работающих в ключевых комитетах, связанных с торговлей. По словам Гусева, шесть ключевых изменений включают в себя запрет на чаще чем раз в год корректировать оферту, запрет на блокировку личного кабинета продавца и изъятие денег с его счетов в виде штрафов, а также определения для деятельности отрасли электронной торговли. Гусев подчеркнул, что основная цель регулирования маркетплейсов - поддерживать развитие отрасли и учитывать интересы всех ее участников, включая работников, партнеров и потребителей.

Поправки к законопроекту о маркетплейсах включают шесть изменений. Среди них запрет на корректировку оферты более одного раза в год, запрет на блокировку личного кабинета продавца и возможность взимания штрафов с его счетов в размере нескольких сотен тысяч и даже миллионов рублей.

Первый аспект изменений содержит ключевые определения для электронной торговли. Гусев утверждает, что после встреч с представителями отрасли будет найдено определение, соответствующее интересам как маркетплейсов, так и малых участников рынка и потребителей, способствующее развитию отрасли.

Гусев утверждает, что главная цель регулирования маркетплейсов - содействие развитию отрасли и учет интересов всех ее участников, включая работников, партнеров и потребителей. Он отмечает, что в этом законе участвуют 500 тыс. сотрудников отрасли, 500 тыс. партнеров, владеющих пунктами выдачи заказов, и два миллиона человек, занимающихся торговлей на этих площадках. Позиция депутатов Госдумы и правительства, по его словам, учитывает интересы 70 миллионов потребителей, использующих инфраструктуру электронной коммерции.

Второе ключевое нововведение в законе касается запрета изменения договора оферты чаще одного раза в год. Гусев разъясняет, что индивидуальные предприниматели настаивают на неизменности договора оферты, сравнивая это с условиями договора с телефонной компанией. В то время как отрасль выступает за сохранение возможности менять договор в соответствии с их интересами. По мнению Гусева, компромиссное решение заключается в изменении договора оферты один раз в год, что отражено в предложенных поправках, считая такой подход справедливым, особенно учитывая, что тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства меняются также раз в год.

Введение штрафов для селлеров

Третий важный вопрос в рамках закона "О маркетплейсах" касается введения штрафов, которые могут быть наложены торговыми площадками на их поставщиков. Механизм этого введения, по словам Дмитрия Гусева, пока не определен полностью и остается предметом обсуждений. Депутат подчеркнул, что зарубежные законы об электронной торговле предусматривают четкие процедуры для установления и обжалования штрафов в отношении поставщиков. Он заявил: "Я думаю, что нам нужно идти по этому пути и более подробно перед вторым чтением определить все эти процедуры. Потому что история понятная: индивидуальные предприниматели не хотят, чтобы их штрафовали, а платформы, конечно, хотят штрафовать по своему усмотрению. И вот здесь нужно установить какие-то процедуры, чтобы это было понятно для всех участников рынка."

Четвертый вопрос, который поднимается в законе, касается запрета на блокировку личного кабинета продавца. На данный момент площадки маркетплейсов могут отключать продавцов-нарушителей без предупреждения, при этом заблокированные средства предпринимателя могут оставаться недоступными, если он не успел вывести их на банковский счет. Гусев пояснил: "Нельзя блокировать личный кабинет, потому что это, конечно, ущемляет права слабой стороны в договоре - в данном случае индивидуальных предпринимателей. И такая позиция внесена в закон."

Пятый вопрос заключается в запрете на введение маркетплейсами собственных торговых марок. Это связано с тем, что площадки могут лучше знать предпочтения покупателей и создавать товары под собственным брендом. Гусев отметил, что этот вопрос требует обсуждения, и необходимо определить, что считать собственной торговой маркой, чтобы учесть интересы как маркетплейсов, так и индивидуальных предпринимателей.

Шестой вопрос затрагивает ответственность маркетплейсов за товары, продаваемые на их площадках. Гусев отметил, что необходимо установить такую ответственность, однако диалог с отраслью на этот счет только начался, и процедуры для ее регулирования будут доработаны к моменту второго чтения закона. Он подчеркнул, что весь диалог проводится с участием представителей отрасли.

Мнение Минпромторга

Заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов поделился своим мнением по поводу необходимости регулирования отрасли, обсуждаемого законопроекта "О маркетплейсах". По его словам, позиция участников форума не оказала влияния на его убеждение в необходимости регулирования. Евтухов отметил, что все высказывания будут тщательно изучены, и изменения могут быть внесены после дальнейших обсуждений.

Замминистра подчеркнул, что российская торговля, как онлайн, так и традиционная, успешно преодолела сложные испытания, такие как разрыв цепочек поставок, санкции, проблемы с ввозом товаров и другие трудности. Он также подчеркнул, что необходимо рассматривать торговлю как единое целое, а не делить на онлайн и офлайн.

Евтухов отметил, что электронная торговля в России демонстрирует стабильный рост на уровне 20-30% ежегодно, утроившись за четыре года. Он призвал к рассмотрению этого сектора как важного источника рабочих мест и отметил, что маркетплейсы играют ключевую роль в создании рабочих мест, включая поставщиков, курьеров и пункты выдачи.

Относительно необходимости регулирования онлайн-торговли, заместитель министра выразил мнение, что, исходя из опыта других стран, регулирование данной отрасли является общепринятой практикой. Он подчеркнул важность обсуждения данной темы в контексте развития сектора и с учетом накопленного опыта.

Мнение бизнеса

Татьяна Бакальчук предложила внести изменения в закон, предусматривающие возможность изменения договора оферты хотя бы раз в квартал. Она обосновала свое предложение тем, что в работе маркетплейсов происходит много изменений, таких как изменение способов доставки товаров и правил маркировки. Предложение также включает идею создания открытой площадки для обсуждения спорных моментов.

Генеральный директор Wildberries выступила против запрета на взимание штрафов с продавцов, подчеркнув, что штрафы должны оставаться, но быть разумными. Она подчеркнула логичность штрафов в случае нарушения условий работы, таких как соблюдение сроков поставки и гарантирование качества товара.

Для разрешения споров и принятия ключевых решений по данному вопросу Татьяна Бакальчук предложила ввести институт арбитража. В этот арбитраж должны войти не только представители маркетплейсов и продавцов, но и "незаинтересованные лица", чтобы обеспечить объективность в рассмотрении споров и разработке практик.
Татьяна Бакальчук высказала мнение о том, что маркетплейсы, такие как Wildberries, должны нести ответственность за логистику и доставку товаров от продавца к покупателю. Она подчеркнула, что маркетплейсы являются в первую очередь логистическими компаниями, ответственными за качественную и своевременную доставку товаров, а не за технические детали продукции, такие как качество швов или цвет товара. Бакальчук предложила сравнение с опытом зарубежных маркетплейсов, таких как AliExpress, где ответственность за качество товара лежит на продавце, и покупатели могут подавать жалобы и открывать споры.

Татьяна Бакальчук также предложила внедрение института арбитража для разрешения споров между маркетплейсами и продавцами. Этот институт должен включать представителей обеих сторон, а также "незаинтересованных лиц" для обеспечения более объективного и справедливого решения споров.

Сергей Беляков, руководитель OZON, поддержал идею того, что маркетплейсы должны нести ответственность за логистику и доставку товаров. Он также подчеркнул, что устойчивость компаний, обеспечивающая доход тысячам предпринимателей, является важным аспектом, который следует учитывать при обсуждении регулирования маркетплейсов.